пт, 29 март
02:48
+3 °С, ясно

(Не)довольный учитель

25 февраля 2020, 15:42Статьи
Фото:

В Невинномысске завершился городской этап сразу нескольких конкурсов педагогического мастерства. Среди них — «Учитель года России — 2020». Победителей торжественно наградили и отправили готовиться к следующему туру. Наш корреспондент выяснил, с какими трудностями педагоги сталкиваются каждый день.

Замкнутый круг
Сергей Форостецкий преподаёт историю и обществознание в средней школе № 16 Невинномысска. Молодой специалист стал победителем в номинации «Лучший учитель» конкурса «Учитель года — 2020». По словам Сергея, организаторы позаботились о том, чтобы все участники находились в равных условиях и в полной мере показали своё мастерство.
«Конкурс «Учитель года» для меня — классная возможность проверить себя с профессиональной точки зрения. Узнать, на что ты способен, увидеть все свои сильные и слабые стороны. Это своеобразное соревнование не только с коллегами, но и с самим собой. Участвовать мне, безусловно, понравилось. Доволен ли я собой? Отчасти. Предела совершенству нет, и мне кажется, что в любом случае всегда можно сделать лучше, нежели ты делаешь сейчас. Хотя, с другой стороны, если ты занимаешь первое место в городе — это, наверное, что-то да значит. Главное — не зазнаваться и понимать, что всегда можно сделать лучше. Только тогда, наверное, ты и будешь расти как профессионал», — поделился победитель.
Профессия учителя, как и другие, имеет свои минусы. Так, по мнению Сергея, учитель ежедневно сталкивается с излишней бумажной волокитой и нехваткой времени на подготовку уроков.
«Чтобы получать нормальную зарплату, учителю часто приходится брать большую нагрузку (в среднем 5-6 уроков в день) Это очень много. Естественно, чтобы было время на качественную разработку каждого своего урока, нагрузка учителя должна быть меньше раза в два. Тогда можно смело работать и качественным образом прописывать каждый свой урок, каждое своё действие в нём. А это, поверьте, очень сложно. Для примера, свой урок на городской этап я готовил около двух недель. Один урок! Но если твоя нагрузка — 18 часов в неделю, то и зарплата будет очень небольшой. Вот такой замкнутый круг», — говорит Сергей.
Родители осложняют
Преподавательница английского языка одной из ставропольских школ Анастасия согласна с коллегой. Она также добавляет, что нередко рабочий процесс осложняют сами родители учеников.
«Я считаю, что профессия педагога окончательно обесценилась. Родители учащихся часто не имеют уважения к учителям и постоянно предъявляют претензии. Получить звонок на мобильный я могу как поздно вечером, так и рано утром. Родители считают, что я ответственна за их детей круглосуточно», — негодует преподавательница.
По словам Анастасии, сейчас её коллеги переживают по поводу прибавки к зарплате классных руководителей, которую пообещал президент во время послания Федеральному собранию.
«Боимся, что за эти деньги от нас будут требовать ещё больше — как руководство, так и родители школьников».
При этом, работая с подрастающим поколением, учитель чувствует, что приносит пользу, видит отдачу.
«Обожаю проводить уроки в старших классах. Общение с подростками приносит мне удовольствие. С ними можно вести дискуссии и видеть, что стараешься не зря», — отметила Анастасия.
О другой сложной стороне своей работы рассказала преподаватель музыки одной из школ края. Екатерина считает, что причиной нервных срывов педагогов может стать агрессивность учеников.
«Дети не хотят реагировать на замечания, не желают слушать преподавателя. Они считают, что и так умные, и хотят развиваться только в одном направлении, изучать только предметы, которые помогут освоить будущую профессию. Из-за перегрузок в школе они начинают ненавидеть своих учителей», — пояснила женщина.
Непривлекательная профессия
Недовольство работой учителей определил фонд «Общественное мнение» в октябре 2019 года. По данным исследования, 65 % россиян считают эту профессию непривлекательной и лишь 23 % придерживаются обратного мнения.
42 % опрошенных оценили работу школьных педагогов на отлично и хорошо, 31 % — на удовлетворительно, 17 % затруднились ответить. Ещё 10 % указали, что преподаватели сейчас справляются со своими обязанностями плохо и очень плохо.
Интересно, что 62 % участников опроса полагают, что, помимо обучения, учителя должны заниматься воспитанием. А 9 % респондентов, дети или родственники которых обучаются в школе, испытывают антипатию к их учителям.
А сервис поиска работы HeadHunter провёл исследование и опросил самих учителей. Специалисты узнали у педагогов плюсы и минусы профессии. Основными достоинствами респонденты назвали возможность помогать людям становиться умнее (41 %), летний отпуск (39 %) и пользу и значимость профессии (38 %).
Фото: ИА «Победа26»