Круиз на Северный полюс на огромном судне-атомоходе «50 лет Победы», предназначенном для плавания во льдах, был главной наградой конкурса.
«Конечно, от путешествия я ждала многого, но действительность превзошла все ожидания. Ни кино, ни телевидение, ни интернет не заменят „живых“ ощущений, которые даёт Арктика. Огромные безлюдные просторы, тёмно-синяя вода Северного Ледовитого океана, бескрайние льды, полярный день, при котором Солнце не заходит за горизонт — словами передать всё пережитое сложно»,
— вспоминает девушка.
Кстати, со Ставрополья Даша, а также другие девушки, представлявшие Ставрополье — Алиса Каитова (Минеральные Воды) и Анастасия Лавришина (Будённовск) улетали в сорокаградусную жару. А в крупнейшем в мире городе, расположенном за Северным полярным кругом, было уже 20 градусов тепла. Чем ближе к полюсу, тем становилось холоднее, температура упала ниже нуля. Тут-то и пригодились теплые куртки, заранее врученные участникам экспедиции. Также, как и безрукавки, перчатки, шапочки.
Как рассказала Дарья, очень большое впечатление произвел сам атомный ледокол «50 лет Победы». Много лет он был самым большим судном в своем классе. Также этот корабль — единственное в мире специализированное судно, имеющее биметаллический ледовый пояс. Среди других его выделяет и гигантская мощность — энергии реактора с лихвой хватит, чтобы осветить целый Мурманск.
Для участников экспедиции провели специальную экскурсию по вспомогательным отделениям ледокола. Также любой желающий мог воспользоваться спортивным и тренажёрным залами, библиотекой, музыкальным салоном и т.д.
А как было организовано питание? Пища оказалась сытной, калорийной, вкусной: рыба разных видов, жареные говяжьи стейки, варёная и жареная картошка, салаты, торты — подкрепиться было чем. Даже арбузы и дыни плыли в закромах судна: ими также лакомились участники экспедиции.
А видели ли ребята белых медведей? Увы, в этот раз — нет. Зато можно было наблюдать китов, моржей, птиц.
Рассказала Дарья и о том, как был выстроен распорядок дня во время путешествия. Подъём, обязательная зарядка на вертолетной площадке, завтрак и — учёба, учёба, учёба.
«Не зря наша экспедиция, посвящённая 65-летнему юбилею ледокольного атомного флота, называлась „Ледокол знаний“. Я, как и другие ребята, получили огромный объём полезной информации. Лекции, научные игры, мастер-классы, специализированные кинопоказы сменяли друг друга. Своими знаниями с нами делились ведущие российские учёные, эксперты. Мне, например, особенно запомнилось выступление гендиректора Российского общества „Знание“ Максима Древаля»,
— рассказала Дарья Капустина.
В ходе экспедиции на борту ледокола также снимали (в жанре так называемого кросс-медийного повествования) самый настоящий документальный реалити-сериал. Фильм в формате реального времени погрузит зрителя в атмосферу жизни на борту атомохода.
Напомним, международная арктическая экспедиция «Ледокол знаний» организована под эгидой Росатома. Масштабный проект, проводившийся в пятый раз, направлен на популяризацию естественно-научных дисциплин и технологий атомной отрасли, поиск и поддержку талантливых и одарённых детей, развитие их способностей и профориентацию. Среди участников путешествия были победители конкурса «Ледокол знаний», лучшие представители движения «Юниоры Росатома», победители всероссийского конкурса «Большая перемена, другие талантливые ребята.
В этом году впервые арктический поход приобрел международный статус. В экспедиции приняли участие десять представителей стран, в которых «Росатом» развивает атомные технологии (Армения, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Монголия, Венгрия, Индия, Китай, ЮАР). Кроме того, к Северному полюсу отправились 15 экспертов — делегатов, отобранных в ходе Всемирного фестиваля молодежи — 2024. Среди них представители таких государств как Камерун, Ирак, Бангладеш, Тунис, Беларусь, Узбекистан.
«Кстати, многие зарубежные участники стали первыми представителями своих государств, которые достигли Северного полюса на атомоходе. Можно сказать, мы стали свидетелями исторического события»,
— поделилась Дарья Капустина.
А оставалось ли у ребят время на отдых, досуг? Да. Например, на ледоколе периодически проводили самую северную в мире полярную дискотеку.
Как прошла сама высадка на Северный полюс? Эмоции у всех, конечно же, зашкаливали. Впрочем, как вспоминает Даша, есть традиции, которые обязательно нужно выполнить на макушке планеты. Не обошлось без хоровода вокруг условной точки Северного полюса. А иностранные участники временно водрузили на полюсе флаги своих стран. Россияне, в числе прочего, установили там же флаги регионов, которые они представляли. Стяг Ставрополья появился на полюсе благодаря Дарье Капустиной, Алисе Каитовой и Анастасии Лавришиной. Также Даша прикрепила к специальному столбу табличку, указывающую в сторону Невинномысска и информирующую, что от Полюса до моногорода — 5044 километра.
На встречу с корреспондентом «Портала Невинномысска» Дарья Капустина принесла упоминавшуюся выше дощечку с названием Невинномысска. Разве её не оставили на полюсе?
«Нет-нет. Все флаги, столбики, дощечки были собраны и погружены обратно, на ледокол. Засорять хрупкую экосистему Арктики нельзя!»
— пояснила путешественница.
Полярная экспедиция вдохновила девушку на разработку сразу нескольких научных проектов. Впрочем, как настоящий ученый, Даша пообещала рассказать о проводимых исследованиях только после их окончания.
Напомним, Дарья Капустина не первый год занимается в детском технопарке «Кванториум», где её наставником выступает педагог Светлана Лищенко. Рады за свою воспитанницу и в родной гимназии № 10 «ЛИК».
«Я даже не удивился, когда Дарья победила в конкурсе „Ледокол знаний“, при том, что на каждое место в экспедиции претендовали порядка 1300 ребят! В том, что успех к нашей воспитаннице рано или поздно придёт, я был уверен. Даша, образно говоря, всегда выходит за пределы учебников, открыта ко всему новому, обладает талантом исследователя»,
— рассказал директор гимназии, Народный учитель РФ Александр Калкаев.
Позади у талантливой школьницы — знакомство со многими интересными людьми, масса впечатлений и новых знаний, более 10 тыс. километров пути (с учетом авиаперелётов), что, между прочим, сравнимо с протяжённостью четверти экватора. А что впереди? Новые проекты, новые конкурсы, и, будем надеяться, новые путешествия в поисках неизведанного.