Название мотообъединения — «Оппозит НСК» — отсылает к конструкции мотора мотоцикла. Она предусматривает два блока по обе стороны от коленвала. Такие двигатели широко применялись в советской мототехнике. На ней и ездит большинство участников мотосообщества. У каждого раритета, многим из которых уже более полувека, своя, неповторимая история.
Не исключение — мотоцикл «Урал» М-62», принадлежащий невинномысцу Виктору Добренькому.
«Эта легенда 1964 года выпуска уже видит четвёртое поколение нашей семьи. Ровно 60 лет назад „Урал“ прибыл с Сахалина. Снабжение там было получше, и „железного коня“ купила одна из наших родственниц. Пересылка этого экземпляра с края света в Невинномысск — отдельная история. Много лет мотоцикл верой и правдой служил нашей семье, был этакой рабочей лошадкой. Сегодня, на седьмом десятке лет, раритет чувствует себя превосходно»,
— улыбается собеседник.
Правда, для этого Виктор, во владении которого мотоцикл уже более десяти лет, приложил немало усилий. Не один год невинномысец после работы, а также по выходным приходил в гараж, где реставрировал мотолегенду. Цель была поставлена такая: всё в мотоцикле должно быть своё, родное.
Задача оказалась не из лёгких. Виктор изучил специальную техническую литературу, какую-то информацию добыл в интернете. Несмотря на свою тяжеловесность, мотоциклы «Урал», выпускающиеся несколько десятков лет, сразу полюбились советским гражданам. Их закупали колхозы, частники, их поставляли для органов охраны порядка. «Уралы» также отличались высокой проходимостью, что особо оценили сельские жители.
Необходимые запчасти, узлы, агрегаты для реставрации Виктору пришлось искать по всей стране. В итоге карбюратор, к примеру, прибыл из Уссурийска, выхлопная система — из Калининграда. Сколько человеко-часов потратил любитель мотостарины на восстановление «Урала», трудно сосчитать. Так, заднее крыло мотоцикла Виктор кропотливо собрал из трёх старых крыльев, достать которые было тоже непростой задачей.
При этом в ежедневном режиме «Урал», получивший второе рождение в прошлом году, не используется. Но на открытии и закрытии мотосезона, мототусовках «Урал» неизменно вызывает большой интерес и находится в центре внимания.
Вопрос о том, кто является лидером мотосообщества, как оказалось, некорректен.
«У нас нет и не может быть лидеров, начальников. Есть мотобратство, где один за всех и все за одного, где каждый может рассчитывать на помощь товарища. Знаете, нередко говорят: да зачем вам эти мотоциклы, надо ездить в машине, комфортно. На этот счёт давно один человек так сказал: „На машине ездит тело, а на мотоцикле — душа“. Тут уж ни убавить, ни прибавить»,
— говорит активный участник «Оппозит НСК» Михаил.
По словам собеседника, приехавшего на встречу с корреспондентом «Портала Невинномысска» на мотораритете «Днепр» МТ 10-36 1978 года выпуска, мотоцикл даёт неограниченное чувство свободы.
«Из окна машины вы не увидите и сотой доли тех красот, что видит мотоциклист»,
— уверяет Михаил.
Сам мотоциклист не пошёл по пути стопроцентной идентичности своего мотоцикла с экземплярами, выпускаемыми более 40 лет назад. Наоборот, в агрегате немало дополнений и доработок нашего времени, и получился этакий гибрид советского и современного мотопрома.
В мотосообщество «Оппозит НСК» сегодня входят порядка 15 человек. Это студенты, сотрудники промышленных предприятий, предприниматели и т. д. Самому старшему участнику мотобратства за 50 лет.
В скором времени стоит рассчитывать на презентацию очередных мотораритетов. Если Виктор Добренький уже закончил реставрацию своего «Урала», то у Антона Зубенко работа в самом разгаре. Парень восстанавливает «Урал» 1992 года выпуска. Модификацию «Турист» производили на рубеже 80-90-х годов, она лучше приспособлена для грунтовых дорог, отличается повышенной грузоподъёмностью. В просторный багажник можно положить сложенную палатку, резиновую лодку или иной габаритный груз.
На встречу Антон прибыл на мотоцикле «Ява» 1988 года выпуска, который в своё время был суперпопулярным, о нём мечтал каждый парень в СССР. Поэтому, хоть и выпускалась «Ява» в Чехословакии, её можно с известной долей условности назвать советским мотоциклом. Сейчас найти «Яву» в хорошем состоянии очень непросто.
Широкий модельный ряд «Явы», использование её в мотоспорте — это лишь часть факторов, сделавших изделие чехословацкого мотопрома народным мотоциклом в Советском Союзе.
Невинномысское мотобратство «Оппозит НСК» помогает тем, кому трудно. Так, не первый год мотоциклисты шефствуют над социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Гавань». Здесь находят временное пристанище ребята, чьи семьи попали в трудную жизненную ситуацию.
Развивающие игры, канцтовары, игрушки, сладости — всё это и многое другое привозят мотобратья в центр. Также по традиции в новогоднюю пору приезжают в «Гавань» необычные Деды Морозы — на мотоциклах.
У мальчишек и девчонок появляется возможность познакомиться с раритетной мототехникой. В этот день дети делают множество совместных фото на память. Впечатлений от таких встреч ребятне хватает надолго.