По словам методиста Станции Нины Картаковой, за десятилетия существования музея с его экспозицией ознакомились тысячи юных невинномыссцев. Школьники интересуются старинными предметами быта, знакомятся с историей выращивания зерновых культур, обработки муки. Гостям рассказывают о технологиях изготовления хлебобулочных изделий — как современных, так и тех, что ели сто, двести и более лет назад.
Например, считается, что первыми техникой выпечки дрожжевого хлеба, изготавливаемого в форме лепёшек, овладели египтяне. Современники фараонов высоко чтили универсальный продукт. Не случайно на письме он обозначался тем же иероглифом, что и солнце: кругом с точкой по центру.
За прошедшие с тех пор 4 тыс. лет было изобретено множество разновидностей хлеба. О них рассказывает специальный плакат в музее.
Крендель, батон, пироги, баранки, калачи — это ещё не всё. Впечатляет школьников такой факт: на проводившейся несколько лет назад в Индии продовольственной выставке было представлено 493 разновидности хлебобулочных изделий. В разных уголках земли хлеб выпекают из пшеницы, ржи, овса, сорго, ячменя, кукурузы, проса, риса и других злаковых.
Сегодня в экспозиции невинномысского музея хлеба — порядка ста экспонатов. Немало среди них — уникальных, которым по сто и более лет.
«Чтобы ребята не думали, что булки растут на деревьях, рассказываем школьникам о том, каким трудом доставался и достаётся хлеб. Неизменный интерес вызывают старинные борона, плуг, серп, хомут, подкова, деревянное колесо от телеги. Без всех этих предметов труда ведение земледельческого крестьянского хозяйства было невозможно. А вот предметы быта: самовары, посуда различного назначения, прялка, коромысло, керосиновые лампы и многое-многое другое»,
— говорит Нина Картакова.
Музей хлеба с полным правом можно назвать ещё и музеем русской печи. Настоящая печка, в которой выпекали душистый румяный хлеб и готовили множество блюд, — главный экспонат уголка крестьянского быта. Кстати, во время изготовления хлебов по традиции не было принято разговаривать. Пока хлеб поспевал в печке, хозяйки соблюдали и ряд других запретов: не садились на полати, не мели избу.
«Про печь ребята задают в музее больше всего вопросов. Каковы её размеры, из чего её строили, чем топили, сколько времени она не остывает? На все эти и другие вопросы мы даём подробные ответы»,
— отмечает методист.
Несмотря на кажущуюся простоту, состоит русская печь минимум из 11 элементов. Шесток, свод, под, полати, печурки — эти и другие названия сегодня нуждаются в подробной расшифровке. К примеру, шесток — это площадка перед устьем русской печи, на которую ставилась посуда, извлечённая из горнила. На шесток выставляли приготовленную пищу, сюда же выгребали угли для утюгов и самоваров. Иногда в уголке шестка даже оставляли лаз для кошки, чтобы она могла спуститься в подпечник и ловить мышей. А в нишу за печкой запускали сверчка, символ счастья и благополучия.
Что касается размеров домашней русской печи, то длина составляла 3 аршина (примерно 213 см), ширина — 2 аршина (примерно 142 см), расстояние от лежанки до пола — 2,5 аршина (180 см).
«Мы тоже задаём вопросы детям. Спрашиваем, например, как по их мнению использовалась в крестьянском быту печь. Вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Наши маленькие гости обычно говорят, что печь отапливала жилище и использовалась для приготовления пищи. Разъясняем ребятам, что на самом деле у царицы дома было множество функций»,
— рассказывает собеседница.
Так, на полатях спали, в холодное время года — грелись. Правильно протопленная печка держала тепло до двух суток, с её помощью лечили многие болезни, особенно простудные. В самой печке также нередко сушили овощи, фрукты, ягоды, грибы, лекарственные травы, коптили мясо и рыбу. Нагретая в горниле вода шла на купание. А в больших печках даже париться можно было.
Особенность Музея хлеба в том, что большинство экспонатов здесь можно потрогать. Также здесь проводят интересные мастер-классы. В этот раз из обычных толстых ниток ребята смастерили фигурки домовых. Этот персонаж славянской мифологии был выбран не случайно. Считалось, что хатник (ещё одно имя хозяина дома) жил за печкой и покровительствовал не только огню самой печи, но также избе и её обитателям, домашнему скоту, полям и садам. Поэтому и был обычай бросать за печку сметаемый с шестка мусор, «чтобы не переводился домовой».
После экскурсии ребята признались, что узнали много нового.
«Всё было очень интересно. Мне особенно понравились печка и прялка. Я не знала, что раньше прясть пряжу девочки умели уже в десять, а то и в восемь лет»,
— призналась Виолетта Степанова.