Первая встреча — с президентом лицейского самоуправления, учащейся 10 «А» Юлией Матвеевой. Свой пост президента Юля занимает уже полгода.
«Наш лицей — это маленькая модель большого мира. Самоуправление даёт возможность каждому реализовать свои задумки, идеи, планы, раскрыть творческий потенциал. Работа строится по принципу трёх „И“. Интересы — члены ученического совета должны представлять интересы ученической общественности. Инициатива — лицеисты должны получать поддержку и помощь в реализации своих инициатив. Информация — все ученики должны знать о деятельности ученического самоуправления, иначе оно теряет свой смысл»,
— пояснила собеседница.
Как работает самоуправление, видно на примере проведения выборов президента лицея. В решении организационных вопросов ребятам помогали педагоги, но основной объём работы проделали ученики. Они заранее создали избирательную комиссию. Каждый из четырёх кандидатов предложил свою программу развития лицея, а также записал видеоролики о себе и своей программе. Эту информацию разместили на официальной странице школы в социальных сетях. Организовали также дебаты с участием кандидатов и их групп поддержки.
Выборы проходили под строгим контролем наблюдателей. Каждый из 365 избирателей под подпись получил бюллетень и опустил в специальную урну.
После выборов три кандидата, не набравшие нужное количество голосов, тут же вошли в актив совета ученического самоуправления, чтобы отныне помогать вновь избранному лидеру во всех начинаниях.
«Проигравших в лицейских выборах никогда не бывает. Мы и свои идеи можем реализовать и помочь другим ребятам воплотить те или иные задумки в жизнь»,
— говорит Елизавета Гамкрелидзе, также выставлявшая свою кандидатуру на пост президента лицея.
В рамках работы ученического самоуправления каждый может реализовать свои способности и таланты. Например, у Валерии Вороной большой опыт организации волонтёрских мероприятий. Сбор подарков подопечным социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, организация различных благотворительных акций, приобретение корма для приюта, где содержатся бездомные собаки и кошки, устройство шариков и мурзиков в добрые руки — в эти и многие другие дела удаётся вовлечь сотни лицеистов.
Само понятие «активист самоуправления» в лицее считают достаточно условным. Зачинателем того или иного направления работы может стать каждый. Кто-то увлекается театром, и исходящую от будущего артиста идею по созданию лицейской театральной студии обязательно поддержат. А у кого-то — достижения в спорте и туризме, а значит, ему доверят организацию спортивных соревнований или загородного туристического похода. Умеешь рисовать и хочешь сделать мир вокруг ярче? Пожалуйста, реализуй свое намерение, согласовав с городскими властями преображение скучных серых заборов и крышек технологических колодцев в необычные арт-объекты.
Проведение патриотических, экологических акций, организацию встреч с интересными людьми — любое начинание можно реализовать в рамках работы ученического самоуправления. Полученные навыки пригодятся ребятам в жизни. На вопросы корреспондента, кем нынешние школьники хотят стать во взрослой жизни, прозвучало: педагог, инженер, специалист по информационной безопасности, хореограф, юрист, журналист, военный.
Ученики заботятся и о родной школе — недавно они создали лицейский музей. Для него они ищут артефакты, фотографии, документы и другие экспонаты. Многие из них выставлены в специальных витринах.
В планах — создать собственный медиацентр. Поможет в исполнении задумки полученный лицеистами грант по линии «Движения Первых». Теперь сделанные с помощью современного оборудования сюжеты о жизни учебного учреждения покажут широкой публике.